Абай Кунанбаев

1892

Быть правоверным — значит верить во всемогущество и беспорочность аллаха и принимать иман как учение пророка о всеединстве аллаха и земного бытия.

Существуют два вида служения аллаху.

Первый — когда принимают иман не только как нечто святое, но еще и знают, как защитить и укрепить его разумными доводами. Это сознательная вера, и осуществляющих ее можно назвать вероис-поведователями.

Второй — когда люди становятся богобоязненными со слов муллы или чтения священных книг. Этим верующим нужно обладать необыкновенной крепостью духа, чтобы их убеждения не могли поколебать ни угроза смерти, ни тысячи изощренных доводов тысяч людей. В этом случае мы имеем дело с традиционной или, как говорят, слепой верой.

Понятно, что истинные верующие должны обладать бесстрашным сердцем, неукротимой волей и крепким здоровьем. А как быть с теми правоверными, которые не посвящены в тайны науки, чтобы проповедовать иман, и не настолько сильны духом, чтобы слепо следовать за верой, с теми, кто поддается уговорам и посулам или, не устояв перед соблазном, теряет цену клятве, и выдает черное за белое, а белое за черное? Храни нас аллах от таких! Нет иного служения аллаху, кроме названных выше двух, и тот, кто извращает иман и становится на путь отступничества, пусть знает: его ждет не милость всевышнего, а кара.

Пусть же будут прокляты люди, которые следуют лживым пословицам: «Нет клятвы, которую не разрубила бы сабля» и «Нет греха, которого не простил бы аллах».