1897
У наших отцов и дедов по сравнению с сегодняшним поколением, конечно, было меньше знаний, обходительности, изящества и опрятности. Но при всем при этом деды наши обладали такими двумя качествами, которыми мы сейчас никак не можем похвалиться.
Мы постепенно изживали недостатки, доставшиеся нам в наследство, и, кажется, не заметили, где и при каких обстоятельствах растеряли указанные выше качества, характерные для нашего народа. Мы приобрели многое, стали образованнее: жизнь безудержно движется вперед. Но, не вернув себе этих двух возвышающих человека качеств, мы не сможем встать в ряд с великими народами. Больше того, все наши достижения и поиски оборачиваются не на пользу нам, а во вред.
Эти качества назывались стремлением к единству и заботой о чести. Что они означали и какое место занимали в нашей жизни?
Первое — в давние времена в народе умели почитать лучших мужей. Самых мудрых и честных из них облачали особыми полномочиями и называли «ель-басы»- глава народа и «топ-басы»- предводитель общины. Эти избранные решали все споры и тяжбы, управляли всей жизнью страны, а все остальные беспрекословно подчинялись их воле и занимались своими большими и малыми хозяйственными делами. В народе говорили: «Возьми в руки альчик1 и, если годится, сделай из него биту»,- но при этом добавляли: «Когда каждый мнит себя бием, людям тесно на земле; когда народ един со своим вождем, он не сгорит и в огне».
Да, народ стоял стеной за своих предводителей, отдав им в руки бразды правления и помогая им во всем.
Он не замечал недостатки своих кумиров, славил их прозорливость. И, почитая их как божество, он становился лучше и сам. О чем же, как не о благоденствии и возвышении своей страны оставалось печься вождям, когда богатство народа было их богатством, а люди — их братьями?
Второе — сородичи прекращали междоусобицы и забывали всякие обиды, когда в аулах упоминали имена предков и взывали к их духу. Вставали как один на защиту обиженного.
В степи бытовала пословица: «Кто не дорожит своею честью, тот становится жертвой недруга». И снова люди предостерегали друг друга: «Ничтожное меньшинство, погрязшее в распрях, способно свести на нет достояние большинства». Говорили еще: «У шести склочников добро уведут из-под носа, четверо дружных добудут то, что спрятано на небе», «Родич может потерять все, но не должен терять кровные узы», «Кто любит дорогу, найдет казну, кто подвержен склокам, повстречает беду».
Где сейчас эти два высоких качества? Они тоже были плодами достоинства и стойкости, неустанной жизненной борьбы и опыта, и, потеряв эти славные качества, мы потеряли все.
Теперь не дружат. Душевное расположение заменил обман. И не умеют враждовать. Гнев подменен завистью и склоками.