Абай Кунанбаев

1897

Кто ответит на мои вопросы?

Почему у нас, казахов, мертвые удостаиваются похвалы, а о живых ходит лишь недобрая молва?

Почему ослабевшие старики ладят с молодыми, а между собой не могут жить в согласии, хотя и теряют своих сверстников?

Мы болеем душой за соплеменника и любим его, как родного брата, пока он живет на чужбине. Но почему мы готовы прогнать его, когда он возвращается на родину?

Почему мы склонны восхищаться и превозносить до небес достойного в чужом роду, но не признаем сородича, будь он на целую голову выше чужака?

Почему путник, оказавшись в чужой стране, врет без зазрения совести, расхваливая свой край, и почему, вернувшись, он снова лжет, расхваливая чужие дали?

Почему казах обожает своего ребенка, пока тот мал, и охладевает к нему, когда он уже вырос?

Почему иного родича не докличешься на радостный той, тяжкие похороны и честное дело, но он тут как тут, когда дело доходит до набегов и воровства?

Как понять родича, который и пальцем не пошевелил, чтобы твой скакун первым пришел к финишу, но обиделся, когда обошли при делении приза?

В старину люди до самой смерти вспоминали о доброй душе, которая в каком-то памятном году помогла заблудившемуся найти дорогу, когда конь под ним вконец выбился из сил. Почему в наши дни, приняв твою помощь, люди забывают об этом уже в следующем году?

Чем объяснить, что сын бая, обнищав, не стыдится воровать, а служить другому баю считает для себя зазорным?

Почему двум умным людям трудно ужиться в одной стране, а два подлеца сходятся так тесно, что их водой не разольешь?

Почему тот, кого ты считал другом и посадил на скакуна, отвернулся от тебя, получив стригунка от твоего недруга?

Почему человек готов пожертвовать другом, который слушает его каждый день, ради врага, который выслушает его однажды? Почему большинство людей не желают добра своим друзьям? И почему человек становится непримиримым врагом, когда его другу удается возвыситься?

Есть люди, которые не могут найти себе советчика. Почему же они избегают человека, который знает всю его подноготную?

Некоторые люди ведут себя в гостях так, как будто пригнали с собой весь свой скот. Но почему они отгоняют скот подальше от дома, когда к ним самим наезжают гости?

Почему люди так жаждут мира, если он очень скоро утомляет их?

Почему живые вдохновенные люди неимущи даже тогда, когда они правят народом?

Почему токал — младшие жены — всегда строптивы? Почему люди с темной душой безоглядно смелы? И почему люди бедные выделяются упрямством?

Почему сдержанные, ведущие умеренный образ жизни люди считаются слабыми, а распутники и хвастуны, не способные прожить и дня без скандала, слывут удалыми?

Казахов не удивишь правдивым словом. Они не прислушиваются к нему, отмахиваются, словно бы им недосуг заниматься пустыми разговорами. Но стоит появиться вымыслу, как они сбиваются вокруг него, подобно молоку, в которое брошена закваска. И не уйдут, пока не дослушают все до последнего слова, даже если все их собственные дела с концами уйдут под воду.