1897
Человек, который озабочен будущим казахов и собирается не только давать советы, а поставить их на путь истинный, должен обладать двумя вещами.
Первое — в руках этого человека должна быть сосредоточена вся власть по управлению народом. Только тогда он сможет насильно забирать у родителей
детей и посылать их на учебу. Детей следует определять в различные медресе, ибо наук великое множество и необходимо овладевать ими всеми. Надо учитывать, что каждое медресе имеет определенное направление, поэтому и детей, исходя из их наклонностей, нужно направлять — одного по одному пути, другого — по другому. Девушек тоже следует приобщить к учебе, пусть они изучают хотя бы религиозные науки, если невозможно заняться другими. Надо добиться, чтобы народ изыскал средства, необходимые для учебы детей и их содержания. И вот тогда, когда эти юноши и девушки обогатят себя знаниями, а их постаревшие отцы поймут, что пора им перестать повелевать степной жизнью, и уступят детям свое место, может быть, казахи и выправят свое незавидное положение.
Второе — в руках этого человека должны быть несметные богатства. Лишь в этом случае он будет способен одарить казахов, у которых заберет детей, чтобы послать их на учебу.
Но нет сегодня такой власти, которая была бы настолько сильна, чтобы держать народ в повиновении. И не найти на необъятных степных просторах такого богача, который был бы в состоянии задобрить всех казахов.
А словами казаха не возьмешь: советами не выправишь, угрозами не испугаешь, упреками не устыдишь. Не имея возможности познать смысл жизни, он остался невеждой, что противоречит назначению человека. И это невежество, доставшееся ему в наследство от отцов, вместе с материнским молоком вошло в его кровь и плоть и убило в нем человечность. И не думают теперь степняки, что есть на свете вещи более интересные, чем глупый смех, беспрестанное шушуканье, споры и грызня. Если и приходит им в голову такая мысль, она долго не задерживается. Задержалась бы, если бы человек на минуту остановился, чтобы выслушать дельный совет. Но если он и остановится, то будет слушать тебя в пол-уха: глаза бегают по сторонам, а мысли витают на небе. Тщетно доказывать все это казаху: в одно ухо впустит он твои слова, из другого выпустит. Как нам быть в такой ситуации, что посоветуете предпринять, чтобы стать просвещенным народом?