Абай Кунанбаев

1898

Самый жалкий человек на свете — это человек без стремлений. Но стремления бывают разные, да и люди непохожи друг на друга: по-разному идут они к своей цели. Надо сказать, что само по себе это свойство воспитывает в человеке постоянство и обогащает его ум.

Но вот что любопытно: независимо от того, имеет ли человек какое-то стремление или не имеет, он радуется, когда его кто-нибудь похвалит. Душа его тянется к этому человеку и зачастую он даже не думает о том, заслуженная ли это похвала или незаслуженная. Человек обычно делится мыслями с близкими себе людьми, и когда ждет одобрения своего поступка или признания заслуг, то ждет именно от них. Похвалы людей иной среды он не жаждет так сильно. Странно идет человек к самоутверждению.

Понятно и то, что большинство людей стремится к благополучию. Но досадно, когда видишь людей, изо всех сил рвущихся к власти или богатству. Для таких, как говорится, все средства хороши, и они жадностью и хитростью накапливают богатства, полагая, что народ не осудит толстосума, превратись он хоть в собаку. Они знают, не где-нибудь, а именно в его народе бытуют пословицы: «Кто богат, тот и прав» или: «У богатого лик светел, темен он лишь у нищего». И вот люди идут на поводу у ложной мысли, считая, что только богатство принесет им славу и почет, и они правы, если смотреть на мир глазами степного люда. Но с общечеловеческой точки зрения — это, конечно, глупо и низменно.

И точно так же, как жаждут богатства и славы, люди хотят прослыть хаджи, храбрецами, знатоками, ловкачами, хитрецами. При этом каждый мнит себя самым необходимым и полезным для народа человеком. Они делают свой выбор хитро: прощупывают пульс казаха, смотрят ему в лицо и безошибочно определяют, какое из перечисленных «достоинств» сейчас больше в цене и принесет им наибольшую выгоду. Это отстоит далеко от того выбора, о необходимости которого для народа узнают по книгам, а не стараются прочитать мысли человека по выражению его лица. Люди, серьезно интересующиеся книгами, знают, что сперва следует позаботиться о душевной чистоте, а потом уже подумать над тем, каким полезным образом посвятить себя служению аллаху и народу.

Но если ты далек от этих размышлений и забот, если предпочитаешь добиваться своей цели, не интересуясь книгами, а высчитывая выгоду по лицам людей, то что тут сказать, возможно, ты силен лишь задним умом, чужая душа, говорят, потемки.

Как тут определить, чему кто учился и что составляет его стремления?