1891
У казахов бытует пословица: «Единение — это верх искусства,а существование — основа достатка».
Но казахи не ведают, что такое единение и когда рождается согласие. Они полагают, что единство -это общность имени, пищи, одежды, достояния. Но если так, то какая польза от богатства и какой вред от бедности? Выходит, ты можешь бездельничать, покуда у тебя имеются состоятельные родичи? Если у тебя достаток, с тобой охотно объединятся не толь¬ко родичи, но и чужаки, иноверцы. И тогда люди пе¬рестанут искать хлеба на стороне, зарабатывать сами. Зато начнут соперничать, оттирать друг друга от дар¬мового куска, когда запахнет первой неудачей; забу¬дут аллаха и честь, а станут выпячивать свои заслу¬ги и права, а потом и обманывать друг друга. Какое же это единство? Нет, людьми должна двигать, общ¬ность мысли, направленная на благо, а не тяготение к общему добру. Возможно единство разума, а не достояния.
«Существование-основа достатка…» Уточним, что такое существование. Плотская жизнь? Та, что назы¬вается жизнью в теле и обусловлена едой и усвоени¬ем пищи? Но такая жизнь дана и собаке. Может быть, речь идет о бытие? Но оно превращает человека в животолюбца, заставляя пуще всего бояться смерти, ставит на путь тяжкого греха. Спасая свою жизнь, он будет готов бежать от врага и получить славу предате¬ля, избегая труда — стать лентяем.
Качества духовные — вот что главное в человечес¬кой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его становится сродни ис-кусству, и достаток уместен.
Есть такие стихи:
Лишь тунеядец и нахал
Готовой пище рад всегда.
Хоть с виду ловок, мразь душой –
Ведь жить привык он без стыда.
Лучше принять смерть, ниспосланную аллахом, чем влачить такое существование!