Абай Кунанбаев

1894

В какой-то степени от похвал невозможно уберечься.

Существуют две категории людей, которые по-разному относятся к похвалам. Первых я назвал бы людьми, которые чрезвычайно дорожат своим именем, вторых отнес бы к настоящим хвастунам.

Люди, которые дорожат своим именем, ставят себя вне всяких похвал и больше всего на свете заботятся о том, чтобы не прослыть глупыми, легкомысленными, хвастливыми, бестактными, недостойными, беспринципными, бесполезными и наивными. Они пуще, смерти остерегаются прозвищ обманщиков, вымогателей и сплетников, считая носителей подобных качеств низменными людьми, и, конечно, ставят себя выше их. Это свойство особенных людей — умных и совестливых. Для них важно не то, что их не будут хвалить, а то, что не отнесут к разряду ничтожных.

Хвастуны же, наоборот, из кожи лезут, чтобы удостоиться о себе лестных отзывов. Они готовы перетерпеть все муки, лишь бы их называли баями, батырами, ловкачами и умниками. Они совершенно не знают чувства меры. Больше того, для них просто не существует плохих эпитетов. Эти люди глухи к ним, даже когда слышат их в свой адрес.

Это и есть настоящая хвастливость, и одержимые ею делятся, в свою очередь, на три категории.

Первые ищут таких похвал, которые поразили бы и чужаков. Представитель этого рода хвастунов, разумеется, глупец, но при этом все же остается человеком.

Вторые добиваются похвал, чтобы блистать среди своего народа. Мы имеем дело с полным глупцом и далеко не полноценным человеком.

Третьи, подобно крохоборам, наскребают похвалы, которые оценят хотя бы в собственном доме, ибо на стороне они ему не достаются. Эти, несомненно, из породы идиотов, тех, кто полностью потерял человеческий облик.

И вот что еще любопытно. Тот, кто стремится быть заметным в глазах врага, добивается, чтобы его поднял на щит собственный народ. Тот, кто хочет, чтобы его почитал народ, домогается похвал своих соплеменников. А среди близких родственников хвастун сам себе судья и, конечно, вознесет себя до небес.