ИССЛЕДУЙ. ТВОРИ. МЕНЯЙ МИР!

Главная / Исследовательская деятельность

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Ученики Alpamys school активно участвуют в проектах и научных исследованиях, что соответствует общей академической стратегии школы.

Научные Исследования: Наши ученики проводят исследования по различным дисциплинам, от родного языка до информационных технологий.

Творческие Проекты: Мы поддерживаем и развиваем творческий потенциал наших учеников, позволяя им реализовывать свои идеи через различные формы искусства и дизайна.

Экологические Инициативы: Мы стремимся к сохранению окружающей среды и вовлекаем учеников в проекты, направленные на изучение и решение экологических проблем.

ШКОЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ:

Мы регулярно организуем разнообразные конкурсы, чтобы стимулировать творческое и исследовательское мышление наших учеников.

  • Школьный конкурс научных проектов
  • Ярмарка Идей
  • Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
  • «Битва титанов» гонки на самодельных машинах
  • Конкурс экологических проектов

КОНКУРСЫ И СОРЕВНОВАНИЯ НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ:

  • Республиканский конкурс научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам для учащихся 8-11 классов;
  • Национальный конкурс исследовательских проектов и творческих работ учащихся 2-7 классов «Зерде».
  • Республиканский конкурс экологических проектов «ProEco» для учащихся 5-8 классов;
  • Республиканский конкурс научных проектов по робототехнике «FirstRobotics» для учащихся 1-11 классов;
  • Фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий «Roboland»;
  • Республиканский интеллектуальный конкурс юных историков «Моя малая родина» для учащихся 9-10 классов.

ЧТО ДАЕТ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИМСЯ?

Стимулируют активное обучение: Исследовательская деятельность и творческие проекты предоставляют учащимся возможность применять полученные знания на практике, что стимулирует активное обучение и глубокое понимание учебного материала.

Развивают критическое мышление: Развивают критическое мышление: процессе работы над проектами учащиеся неизбежно анализируют информацию, формулируют гипотезы, принимают решения и оценивают результаты. Это способствует развитию критического мышления и умения принимать обоснованные выводы.

Поддерживают творческое мышление: Творческие проекты позволяют учащимся выражать свои идеи и вдохновение через творчество, что способствует развитию их способностей и уверенности в собственных силах.

Подготавливают к реальным задачам: Работа над исследовательскими проектами позволяет учащимся сталкиваться с реальными проблемами и вызовами, что помогает им развивать навыки решения проблем, коммуникации и сотрудничества.

Повышают мотивацию к обучению: Участие в исследовательских проектах и творческих работах может значительно повысить мотивацию учащихся к обучению, так как они видят непосредственные результаты своего труда и ощущают себя активными участниками образовательного процесса.

НА ПУТИ К ОТКРЫТИЯМ

памятка-напутствие юным исследователям

Выбери тему исследования:

Выбери тему, которая тебя интересует или которая связана с твоими учебными предметами.

Определи цель исследования:

Задай себе вопрос, что именно ты хочешь выяснить или доказать с помощью своего исследования.

Подумай, ответы на какие вопросы помогут раскрыть тебе тему исследования:

Сформулируй основные вопросы, на которые ты хочешь найти ответ в процессе исследования.

Выдвини свои предположения (гипотезы):

Предположи, что может произойти или какие результаты ты ожидаешь получить в ходе исследования.

Реши, как и где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы:

Выбери методы исследования: интервью, анкетирование, анализ литературы, эксперименты и т.д.

Определи источники информации: книги, статьи, Интернет, эксперты в области исследования и т.д.

Поработай с различными источниками информации, найди ответы на свои вопросы:

  • Анализируй информацию, собранную из различных источников.
  • Обрати внимание на достоверность и актуальность информации.

Сделай выводы:

Опиши полученные результаты и сделай заключения на основе проведенного исследования.

Оформи результаты своей работы:

Подготовь отчет о проделанной работе, используя структуру: введение, методика исследования, результаты, выводы.

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования:

  • Выдели основные моменты и результаты исследования.
  • Подготовь краткое содержание для устного выступления перед аудиторией.
  • Помни, что исследовательская работа требует терпения, систематичности и интереса к изучаемой теме.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА

Тема проекта должна отражать главную идею, мотив исследования.
Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования.

Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Заглавие должно быть кратким и по
возможности давать максимум информации о ее содержании. Наиболее частой ошибкой является выбор учащимися широких тем. Они, как
правило, оказываются поверхностными и не до конца проработанными из-за обилия имеющегося материала. Работы, посвященные узким темам, прорабатываются более глубоко и детально.

Выбирая тему исследования, учащийся должен руководствоваться несколькими правилами:

  • тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям учащегося;
  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности);
  • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Как выбрать тему? Ответьте на вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

АКТУАЛЬНОСТЬ

Начальным этапом любого исследования является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным.

Главное – показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование. Формулировка проблемной ситуации – важная часть введения.

Сформулировать проблему исследования – значит, показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Актуальность играет важную роль для заинтересованности слушателей и жюри.

Доклад на актуальную тему, о которой часто упоминают в СМИ, имеет больше преимуществ, чем «пресная» тема, которая не пользуется популярностью.

В таком случае наиболее важно почерпнуть «недостающую» актуальность исследовательской работы из Интернета. Например, исследуя прозу Лермонтова, необходимо найти последние ссылки, касающиеся изучения биографии писателя, что, несомненно, привлечет внимание аудитории. Важным условием является внесение актуальности в презентацию.

Для обоснования актуальности можно ответить на следующие вопросы:

  • Почему необходимо исследовать эту тему?
  • Какая информация об этом есть в СМИ?
  • Обсуждалась ли эта тема в обществе?

ЦЕЛЬ

От доказательства актуальности необходимо перейти к формулировке цели исследования, т.е. нужно поставить вопрос, на который надо получить ответ.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем оно проводится. Результаты исследования должны быть интересны не только самому, но и еще какому-то кругу людей. Весьма распространенной ошибкой учащихся является выделение нескольких целей. Цель в любом направлении должна быть одна, что доказывает узкую направленность работы, показывает уверенность автора в направлении исследования.

Как сформулировать цель? Ответить на вопросы:

  • Для чего я делаю эту работу?
  • Какую пользу получу я и окружающие меня люди?
  • Могу ли я после написания этой работы продолжить ее?
  • Что лично я хотел бы получить в результате исследования?

Цель должна отвечать на вопрос: какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

ЗАДАЧИ

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решить (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

Основной процесс выделения задач состоит в разложении цели на комплекс подцелей или их структурных частей. Зачастую формулировка цели уже содержит все задачи, что упрощает работу, но ценность введения от этого теряется. Важный момент: после формулировок задач нужно проверить их порядок. То есть задача А, без которой невозможно решить задачу В, должна стоять соответственно выше (например, задача проанализировать график невозможна без задачи построить график).

Как сформулировать задачи? Ответить на вопросы:

  • Что мне нужно сделать, чтобы достигнуть цели?
  • Необходим ли мне план исследования?
  • Нужно ли мне обратиться к литературным источникам?
  • Нужна ли мне чья-либо помощь?
  • Нужно ли мне работать по этапам или я достигну цели, если буду работать над всеми пунктами плана?

ГИПОТЕЗА

Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования. Гипотеза (др. греч. hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений) – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Ранее собранные и проанализированные на основе наблюдений, экспериментов, размышлений факты позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, не соответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств – в результате выявляется проблема.

Гипотеза(ы) возникают как возможный вариант решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа процесса творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, а затем в ходе мыслительных и реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Гипотезы бывают:

  • Описательные (предполагается описание какого-либо явления)
  • Объяснительные (вскрывающие причины его)
  • Описательно-объяснительные

Формулируя гипотезу, важно отдавать отчет в том, правильно ли это делается, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы:

  • Адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками;
  • Правдоподобность, то есть соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме;

Проверяемость

Гипотеза отвечает на вопрос: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такое, что не замечают другие?

  • Как сформулировать гипотезу? Ответить на вопросы:
  • Что я хочу получить в результате?
  • Каким я представляю результат? А может ли быть…?
  • Предполагается, что данный объект имеет определенные свойства.
  • А я считаю, что…

ВЫВОДЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ

Исследователь должен провести общий самоанализ проведенной работы, вывести из результатов общие выводы (желательно по каждой задаче).Если вывод выпадает из общей структуры работы или не соответствует гипотезе, то его необходимо обосновать. Обоснование или его предположение проводится и в том случае, если автор получи неожиданный, не соответствующий гипотезе результат. Выводы должны обладать научностью.

Структура вывода составляется по формуле:

вывод = результат + собственные рассуждения.

Выводы удобнее всего записывать в форме тезисов, пунктов, таблицы, то есть для того, чтобы они были удобны для чтения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы и результаты уместно вынести в положения заключения, перефразируя их и сопоставив с обоснованиями. Выводы в обязательном порядке должны соответствовать поставленным задачам. Формируемый итоговый вывод должен соответствовать поставленной цели и гипотезе исследования. Дополнительные плюсы работы заключаются и в собственном анализе ошибок, недочетов, если они видны невооруженным глазом. Заключение не должно быть больше введения по объему. В заключении уместно дать общую оценку работы, расставить приоритеты возможной дальнейшей работы над темой, дать возможность читателю самостоятельно поразмыслить над выводами. Если работа носит прикладной характер, то автор может сделать выписку рекомендаций и предложений, вытекающих из исследовательской работы. Если в начале работы выдвигалась гипотеза, то правильно будет написать, подтвердилась ли она.

Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследовании

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:

  1. почему избрана эта тема;
  2. какой была цель исследования;
  3. какие ставились задачи;
  4. какие гипотезы проверялись;
  5. какие использовались методы и средства исследования;
  6. каким был план исследования;
  7. какие результаты были получены;
  8. какие выводы сделаны по итогам исследования;
  9. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цель и задачи исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. Выводы должны быть краткими и чёткими, соответствовать цели, задачам, гипотезе исследования.

Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).

Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.

Научная статья, описание работы

Научная статья (описание работы) должна содержать:

  1. Оглавление
  2. Введение
  3. Основную часть
  4. Заключение
  5. Список использованных источников и литературы.

В оглавлении должны быть включены основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.

Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.).

Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.

Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.

ЗАЩИТА РАБОТЫ

Докладчик продумывает содержание своего выступления, составляет его текст или план-конспект, готовит наглядные материалы. Главная задача докладчика – интересно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования. Докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, тогда вся работа становится более понятной.

Стратегии проведения презентации

Докладчик продумывает содержание своего выступления, составляет его текст или план-конспект, готовит наглядные материалы. Главная задача докладчика – интересно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования. Докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, тогда вся работа становится более понятной.

  1. Изложение фактов -> Высказывание соображений, вытекающих из них -> Призыв к действиям
  2. Продемонстрировать нечто плохое -> Показать, как исправить это зло -> Просить о сотрудничестве
  3. Добиться интереса и внимания -> Завоевать доверие -> Изложить ваши факты, разъяснить слушателям достоинства вашего предложения  -> Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

I вариант II вариант
  1. самостоятельность работы над проектом
  2. актуальность и значимость темы
  3. полнота раскрытия темы
  4. оригинальность решения проблемы
  5. артистизм и выразительность выступления
  6. как раскрыто содержание проекта в презентации
  7. использование средств наглядности, технических средств
  8. ответы на вопросы
  1. важность темы проекта
  2. глубина исследования проблемы
  3. оригинальность предложенных решений
  4. качество выполнения продукта
  5. убедительность презентации