1898
Душа и тело даны человеку природой. Свойства же их различного происхождения и проявляются они по-разному.
Одни, так называемые непроизвольные, рождаются вместе с человеком, другие приобретаются им в результате труда. Потребность есть и пить — прирожденная. Сон тоже. Желание увидеть мир и познать его — тоже непроизвольная потребность. И только ум и знания являются плодами трудовой деятельности человека.
Человек познает окружающий мир, наблюдая глазами, слушая его звуки ушами, прикасаясь к предметам руками, вдыхая запахи носом, определяя вкус языком. Все его ощущения — и приятные и неприятные — запоминаются ему, как определенные образы. Усваиваясь указанными пятью органами чувств, они располагаются в памяти в определенном соотношении, создавая некую систему образов. Образность того или иного явления или предмета, прочность закрепления его в памяти находятся в прямой зависимости от силы впечатления, произведенного этим предметом или явлением. Впечатление от какого-нибудь нового явления может привести в движение целый ряд ранее усвоенных образов, и некоторые из них становятся еще более яркими, а другие тускнеют. Итак, мы имеем дело не с системой неких застывших образов, сложившейся от первоначального восприятия, а с непрерывно изменяющейся формой познания мира. Человеческий дух постепенно крепнет этими приобретениями — радостями и переживаниями. Нетрудно понять, почему сила духа на первых порах слаба: она в этот период, в основном, зависит от объема или суммы познаний. То есть, чем больше отягощена память, тем больше крепнет человеческий дух, его воля. Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделять нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным или увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет ранее приобретенные познания. Дух его слабеет. Человека, понявшего эту закономерность, думается, уже можно назвать умным.
Но существует иная категория людей. «Что я могу поделать, раз всевышний не наделил меня умом? — разводят они руками,- Он создал нас неодинаковыми: ты умен, а я — нет.» Эти люди клевещут на аллаха, чтобы обелить свое невежество и леность. Разве аллах говорил кому-нибудь из них: «Не наблюдай, не прислушивайся или не задумывайся над тем, что увидел и услышал, или не запоминай ничего?». Разве аллах заставил его, скажем, предаваться бездумному веселью, гнаться за угощениями, подолгу спать или хвастать? Нет, создатель не виноват в том, что этот человек отвернулся от духовных ценностей и превратился в подобие животного.
Вообще, странных людей на свете хоть отбавляй. Есть и такие, которые согласны, что ум складывается в процессе труда, а желание — это непроизвольное чувство, изначально заложенное в человеке. Спорить тут не приходится, ибо стремление познавать можно заметить в каждом ребенке. Но дальше эти люди утверждают: у кого было больше желания, те, понятно, стали умными, а у кого желания оказалось меньше, те не смогли многого достичь. Неверное утверждение. Мы уже говорили: сила духа на первых порах жизни незначительна, и если не развивать своего стремления к познанию, то легко потерять даже то малое, что имеешь. Мастерство человека, его искусство шлифуются непрерывными занятиями, упражнениями. Бездеятельность приводит к тому, что постепенно начинают стираться те или иные грани мастерства, а потом перестает существовать и само мастерство. Человек может даже не заметить, что он стал другим. Ведь мастерство или знание не предупреждают, вот, мол, я ухожу… Просто человеку нужно всегда помнить, с каким трудом он рос и познавал мир. Потеряв свои знания, неимоверно трудно овладеть ими снова: может не хватить духа.
О силе духа, или, как еще говорят, о душевной силе, можно писать очень долго, ибо рассуждения о ней представляются мне началом самостоятельной науки. А всякая наука бесконечна…
Но есть три свойства, которые, без сомнения, составляют основу силы духа. И к ним следует относиться с бережностью, ибо, потеряв их, можно потерять и саму человеческую сущность, а значит уподобиться бессловесной твари.
Первое свойство — это живость восприятия или, как говорят по-русски, «подвижной элемент». Что бы ты ни увидел и не услышал, о чем бы не узнал, ты должен не только быстро установить суть нового, но и выяснить, что оно даст тебе в будущем. То есть, необходимо определить при этом две возможные крайности: какая будет от него польза и какой вред. Без подобной подвижности ума, которая в кратчайшее время выясняет степень ценности нового, нельзя считать достаточно полезной самую кропотливую и долгую учебу. Человек обязан научиться вовремя продумывать сложившуюся ситуацию, вовремя принимать решение и осуществлять его, короче говоря, он должен вовремя сказать свое слово. В противном случае его всю жизнь будет преследовать раскаяние. «Ах, какая досада!- будет думать он.- Надо было поступить иначе. Упустил я время…»
Второе — это свойство, объясняемое через притягательную силу однородного. Эта сила обеспечивает удивительную способность сравнивать то новое, что человек узнал, с уже известными ему истинами. Действительно ли они однородны полностью? Или, скажем, схожи только их отдельные свойства? Желание установить связи между новым и старым заставляет человека спрашивать о непонятном у других, изучать их по книгам, подолгу размышлять.
Третье — это впечатлительность сердца. Ею надо дорожить. И сохранять ее, оберегая сердце от таких губительных пороков, как самодовольство, корыстолюбие, легкомыслие и беспечность. Тогда, как в чистом зеркале, отразится в сердце любой образ, и он воспримется всем человеческим существом и запомнится надолго. Если же не удастся сохранить сердце в чистоте, то и отраженный в нем мир будет искаженным: он предстанет неверным, тусклым. Бессмысленно для человека подобное знакомство с новым. Оно увидено им в ложном свете и обязательно приведет к ошибкам.
Силой своих рук человек добывает или создает материальное благо: оно дает много пользы, но в нем достаточно и вреда. Человек обязан помнить об этом, иначе он не удержит своего состояния.
С помощью силы духа и воли человек постигает науку. Но и у науки имеются сильные и слабые стороны. О них тоже должен знать человек, тогда ему будет ясно, как развивать науку и извлекать из нее пользу, направленную на благо народа.
Но все хорошее в мире имеет свою меру, и знать ее — большое дело. Нельзя, например, уподобляться человеку, который фанатично предавшись делу, теряет здравый рассудок. Все, что сверх меры,- несет зло. В еде и питье, в смехе и веселье, в объятиях и поцелуях, в стремлении накопить богатство, в ловкости и хитрости, в одежде,- во всем должна присутствовать мера.
Древние мудрецы говорили: «То, в чем ты всегда находишь радость, однажды принесет и огорчение». Так пусть не останется тайной, что живость восприятия и умение сопоставлять вещи — это те самые две силы, которые, объединившись, дают все необходимое человеку. В них сокрыто и добро и зло. Карьеризм, хвастовство, злобность, лживость и все остальные пороки тоже рождаются ими. И человек, как мы уже говорили, в силах не поддаваться пагубным страстям, если выработает в себе умение отличать хорошее от плохого. Но одним разумом все же не устоять. Разум должен объединиться с волей, и тогда можно обуздать страсти и успешно противостоять порокам. Тот, кто обладает указанными выше качествами, может управлять живостью восприятия и силой притяжения однородного однородным, как верным иноходцем, которому знаешь где доверить поводья.
Но если разум и воля твои невелики или ты обладаешь лишь одним из указанных качеств,- считай, что ты потерял власть над двумя свойствами духа. Ты окажешься в положении всадника, которого понес невзнузданный дикий конь, рискуя в любую минуту ударить о скалы, бросить на камни или свалить в воду. Одному аллаху ведомо, где и когда это случится, у тебя же не остается иного выбора, кроме как ждать беды. Развевая полы халата и устремив безумные глаза в небо, ты несешься куда попало, и унижение от собственного бессилия будет преследовать тебя до самой последней минуты.