Абай Кунанбаев

1896

В хадисе, в котором повествуется о славных деяниях пророка, да одарит его аллах милостями своими, сказано: «У кого нет стыда, у того нет и веры».

Казахская пословица гласит: «Кто познал стыд, тот постигнет и веру».

Из этих слов ясно, что стыд — одно из священных чувств. Так что же представляет собою стыд?

Есть стыд, обусловленный невежеством людей. Он похож на смущение мальчика, который не осмеливается вы молвить слова перед взрослым, или на робость иного взрослого, не решающегося на встречу с именитым человеком просто так, без конкретного к нему дела. Нет у подобных людей вины ни перед аллахом, ни перед своею совестью, но не могут они освободить свою волю от невежества, сами усложняют все, стыдятся того, чего совсем не следует стыдиться.

Настоящий стыд тот, который вызван поступками, противоречащими вере или разуму или порочащими чье-либо доброе имя. И он бывает двух видов.

Первый — это стыд, испытываемый не за свою провинность, а за дела другого. Он вызывается как бы жалостью к этому человеку. Чувство удивления и досады за его проступок, тревога за его судьбу заставляют тебя мучиться. «Почему он так поступил? — переживаешь за него.- Почему? И что с ним теперь будет? » Сострадание движет твоим сердцем.

Второй — это стыд, испытываемый за свой собственный проступок, который ты совершил по недоразумению или чрезмерно увлекшись чем-нибудь. И пусть рядом в то время никого не было, но ты понял, что твой поступок унизил твое достоинство или опорочил чью-нибудь добрую репутацию,- и тебя мучает совесть. Ты осуждаешь сам себя, казнишься, теряешь покой, не смеешь взглянуть людям в глаза.

Люди мнительные в таких случаях теряют сон, перестают есть. Стыд как бы выворачивает человека наизнанку, определяет меру его человечности или подлости. Где тут оглянуться, найти для успокоения верные слова? Бывает, что некогда утереть слезы и высморкаться. Человек уподобляется затравленному псу. Ничего не видит и не слышит. Иногда доходит даже до того, что человек лишает себя жизни. Разве что недоброхот или сильно обиженный им человек не простит такого бедолагу, а тот, кто добавит ему мучений, решив еще более пристыдить, наверное, и сам лишен совести. Но люди, которых я вижу сегодня, не то что стыдиться, даже неловкости не испытывают, когда совершают бесчестные дела. «Я же сказал, что сконфузился, чего еще надо?»,- недоумевают они. Или оправдываются: «Ладно, ладно. Пусть я виноват, но разве ты сам так не поступал?». Есть и такие, которых ничто не выведет из себя. Доводы у них такие, что хоть стой, хоть падай. «Да ведь никто еще не помер от таких оплошностей!- восклицают они.- Такие-то вон что натворили, и то ничего — живут. Разве можно сравнить совершенное мной с их преступлениями? Да и причина у меня была…»
Что можно сказать об этих людях? Есть стыд в их словах или нет? Если подобное называется стыдом, то как быть со священными писаниями и наставлениями мудрых? В них правда или в словах этих людей? И верят ли они в аллаха или нет?