1894
Обучать детей хорошо, но, чтобы они служили своему народу, надо учить их родному языку. На нашей земле это становится почти невозможным. Сейчас люди стараются сперва разбогатеть, а потом дать образование детям непременно на арабском и персидском языках.
Голодному человеку нелегко сохранять благоразумие и честь, еще труднее сохранить постоянное стремление к наукам. Бедность и, как следствие, вражда с родичами часто приводят человека к беде: он втягивается в воровство, прибегает к насилию и коварству, привыкает к плутовству. Только тогда, когда человек свободен от заботы о куске хлеба, он сам чувствует необходимость знаний и культуры и прививает эту жажду своим детям.
Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы1, и избежать его пороков. Знать русский язык — значит открыть глаза на мир.
Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне. Такова природа человека.
Но немало у нас людей, которые стараются добиться милости сильных и знающих, раболепствуя и пресмыкаясь перед ними. Эти невежды способны продать отца и мать, родных и близких, веру и честь, лишь бы их благосклонно похлопали по плечу. Ради того, чтобы вызвать одобрительный смех майора’, любой из них готов оголить свои з… Такова природа невежды.
Русская наука и культура — ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа. Но сегодня получается так, что казахи, обучившие своих детей по-русски, норовят поживиться при помощи их знаний за счет своих же соплеменников. Нельзя поступать таким низменным способом. Надо употребить их знания для того, чтобы познать разные и в то же время честные способы добывания средств к жизни, и сделать это достоянием как можно большего числа людей; направить их усилия на защиту аулов от произвола русских, коль скоро нет у них справедливых для всех законов, бороться за равноправное положение своего народа среди других народов мира.
В настоящее время нет ни одной значительной фигуры среди тех, кто получил образование на русском языке. Как было уже сказано, родители вкупе со своими родственниками и близкими портят детей. И все-таки эти молодые люди намного превосходят сверстников, оставшихся неграмотными, ибо возможности их чрезвычайно высоки. Заставить же их трудиться надлежащим образом, так, чтобы они принесли пользу, думается, не сложно.
Обеспеченные семьи у нас неохотно отдают детей на учебу, насильно посылаются в русские школы дети бедняков. Вот еще одна причина того, что мы не видим сегодня среди образованных ни одной значительной фигуры.
Иногда родичи, ссорясь друг с другом, прилюдно грозятся: «Чем терпеть обиду от тебя, лучше отдать сына в солдаты, а самому отрастить волосы и не подправлять усы!». Из-за обиды они грозятся принять облик и обычаи чужого народа. Будет ли толк от их детей, если они даже и будут учиться? Хорошо, будем считать, что они закончили школу. Попытаемся узнать, в чем они преуспели, в чем, коротко говоря, их преимущество перед другими детьми? Кажется, ни в чем. Я не видывал еще детей, упорно и основательно овладевающих знаниями: у нас все делается поверхностно, урывками, на ходу. Иные казахи, например, с трудом соглашаются отдавать детей в школы даже тогда, когда все расходы за обучение несет община. И опять же, многого ли приходится ожидать от детей, когда их родителям скот дороже сына, которого следовало бы определить на учебу? На детях сказывается все.
Путь, который я предлагаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сперва в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это требуется для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из сына вышел человек. Не будет успокоения тебе, если сын останется невеждой, не будет счастлив он сам, и не будет от него блага народу. Вечный страх перед всевышним и вечный стыд перед людьми тебе за такого сына.
1 Подразумевается царский военный чиновник. (Прим. переводчика.)
1 Абай вкладывает в это понятие широкий смысл, Не только собственно природа, в ее современном понимании, но и природа взаимоотношений людей, смысл жизни, тайна вещей. (Прим. переводчика.)