1893
Разве бывает у человека что-либо дороже его сердца?
У казахов понятие «мужество» родилось от слова «сердце». В народе батыра называют «журекти», что означает — жигит с настоящим сердцем в груди. И этим все сказано.
Все лучшие человеческие качества, такие, как отзывчивость, сострадание чужому горю и человеколюбие, — рождаются сердцем. Даже нетерпение идет от сердца. И не бывает лжи, когда слово идет от самого сердца, а если язык лжет, значит, сердце просто-напросто обмануто.
Человек с чистым сердцем послушен совету и верен своему слову; он не сможет, подобно собаке, плестись за караваном, а, напротив, способен в самых тяжелых условиях вывести на верный путь заблудших; он готов покориться истине, как бы это ни было для него трудно, и сумеет не склонить головы перед несправедливостью, как бы это ни было легко. Таким видится батыр — человек мужественный и стойкий, и люди с нескрываемой гордостью называют его человеком с необыкновенным, волчьим сердцем в груди.
Казах тоже человеческое дитя, и ему, как и другим людям, свойственно ошибаться. Но заблужда-ется он не потому, что глуп, а потому, что ему не хватает твердости внять голосу рассудка. Сердце виновато.
Я не верю людям, когда они говорят, что совершили зло по неразумению. Скорее всего, это случа-ется от слабоволия и пренебрежения к чести. А познав однажды вкус дурного, человек не сразу осво-бождается от него. Далеко не каждому дано совершить такой подвиг.
Я заметил еще, что жигитов часто ввергают в беду, подогревая их громкими кличками: крепкий жигит, храбрый жигит, ловкий жигит… А ведь яснее ясного, что не только настоящим жигитом, а даже просто человеком трудно назвать того, кто потерял честь и не чувствует стыда, кто потерял чувство меры и ступил на путь святотатства